Архипастырские богослужения в Крестопоклонное воскресенье

34472532ff079cf2e623 марта 2014 года, в 3-ю Неделю Великого поста, именуемую Крестопоклонной, управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней возглавил соборное служение в Свято-Троицком кафедральном соборе Днепропетровска. Также в этот день чествовалась память мученика Кондрата и иже с ним пострадавших (258).

В канун воскресного дня архипастырь под соборными сводами совершил всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня. Поклонение Кресту Господню призвано напомнить верующим о том, что путь к Воскресению лежит именно через крест и спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без скорбей и страданий.

В Крестопоклонное воскресенье правящий архиерей совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в том же кафедральном соборе областного центра.

После чтения Евангелия владыка Ириней произнес проповедь, посвященную значению крестоношения в жизни каждого христианина и о Божественной любви – великому дару, благодаря которому может быть понята вся тайна Креста Господня.

За богослужением иерарх, содействуя Святому Духу, хиротонисал в диаконский сан выпускникаУжгородской Украинской Богословской академии имени святых Кирилла и Мефодия Адриана Васильевича Курицу.

В конце Литургии священнослужители совершили поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, а владыка обратился к верующим с архипастырским словом, после которого преподал благословение.

На середине храма Святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «Крестопоклонными».

* * * * * * * * * *

В тот же день вечером митрополит Ириней совершил архипастырский визит в Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Днепропетровска, где совершил великопостное богослужение – третью пассию, за которой прочитал 22 и 23 главы Евангелие от Луки о спасительных страданиях Господа нашего Иисуса Христа.

ЭКСКУРС:

Эта Неделя – середина Великого поста. Крестопоклонной она называется потому, что в этот период поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами Крест. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы Великого поста.

В этот день чтением Апостола (Евр. 4, 14 – 5, 6) Церковь проповедует, что несение креста облегчает нам Христос, распятый за нас на Кресте, являющимся для нас «Великим Первосвященником», благодаря которому мы «приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».

Чтением же Евангелия (Мк. 8, 34 – 9, 1) Церковь благовествует, словами Господа, об обязанности самоотвержения и следования Ему для спасения и духовного совершенствования человека – «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее».

Но почему же орудие казни Спасителя оказалось у христиан в таком почете? Дело в том, что почитание Креста всегда понималось учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Кресты на куполах, нательные кресты, поклонные кресты, установленные в памятных местах, – все они призваны напоминать, какой страшной и дорогой ценой Иисус Христос совершил наше спасение. Не орудию казни поклоняются христиане, почитая крест, а Самому Христу, обращаясь к величию той жертвы,  которую Иисус Христос принес Себя ради всех нас.

Чтобы исцелить повреждения, которые грех внес в природу человека, Господь в Своем воплощении принимает на Себя нашу природу, а вместе с ней и повреждения, которые в учении Церкви названы как страстность, тленность, смертность. Не имеющий никакого греха, Он принимает эти последствия греха добровольно, чтобы исцелить их в Себе. Но ценой такого исцеления была смерть. И на Кресте Господь заплатил ее за всех нас, чтобы потом силою Своего Божества воскреснуть и явить миру обновленную человеческую природу, уже не подверженную смерти, болезням и страданиям. Поэтому Крест является символом не только искупительной смерти Христа, но также и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Христом.

Пресс-служба Днепропетровской епархии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *