Местность, занимаемая в настоящее время Днепропетровской епархией, по историческим воспоминаниям и по религиозно-гражданским событиям, происходившим на ее территории, весьма замечательна и священна для нас, сынов Православной Руси, вполне достойна благоговейного внимания и набожной любознательности нашей.
Приподняв завесу глубокой древности и священной старины, всмотримся в ход исторических событий и, по мере возможности, проследим, как некогда край наш озарился радостным светом благодатной веры христианской и как постепенно заселялся он православными христианами.
Это отрывок из статьи Епископа Екатеринославского и Таганрогского Феодосия Макаревского, написанной им к 100-летию епархии. Человек высокообразованный, он глубоко и серьезно занимался историко-краеведческой деятельностью. Двухтомный труд Епископа «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии» до недавнего времени был единственным и охватывал ХVIII – ХIХ века. Сведения об истории епархии до 1917 года отражены в книге украинского писателя Ю.Г.Скалозуба «История Екатеринославской епархии. 1775-1917 г.г.»
К огромному сожалению, по понятным причинам, архивные документы, отражающие жизнь епархии после 1917 года, исчезли.
Но труды православных христиан, собравших и сохранивших документы, рассказы очевидцев, записи священнослужителей в неполной мере, но приоткрыли эту завесу.
В 2000 году к 2000-летию Рождества Господа нашего Иисуса Христа по благословению и под общей редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при участии всех Православных Церквей вышел первый том Православной энциклопедии (на сегодняшний день вышло 13 томов), сведения из которой помогли нам в изложении материалов по истории епархии и жизни правящих архиереев.
Эти четыре источника использованы для нашего рассказа. Надеемся, что в дальнейшем найдутся люди, трудами которых будет написана полная история нашей епархии.
История Православия на Приднепровье имеет глубокие корни: от легендарного крещения язычников святым апостолом Андреем Первозванным и запорожских казаков – людей глубоко верующих, которые свою веру и церковь охраняли оружием. Запорожские казаки заботились о своих храмах и вкладывали значительные средства на строительство новых и ремонт ветхих, на внутреннее убранство, на приобретение дорогого и красивого церковного облачения, потому все запорожские храмы и были красивыми.
Отношение казаков к церкви – это не просто обязанность истинно верующих людей. Для казака, который постоянно находился в опасности, который в любой момент мог погибнуть в бою, пребывание в храме снимало стрессовое состояние воина, поддерживало в нем бодрость духа, готовность умереть за родную землю и свою свободу.
А Самарский Пустынно-Николаевский монастырь, находившийся в центре запорожских земель, всегда был пристанищем для всех раненых и больных запорожцев, домом престарелых ( как это сейчас называется) для одиноких казаков, которые требовали над собой опеки. В столице Запорожской Сечи посредине площади, огражденной 38 куренями, стоял храм, около которого происходили генеральные казацкие советы. А саму Запорожскую Сечь называли христианской республикой. Военно-политическая обстановка и хозяйственная автономность Сечи, ее политическая и морально-культурная объединяющая роль в жизни украинского народа привели к особенному положению церкви на Запорожье и особенным отношениям между православным духовенством и казаками.
Вторая половина ХVIII столетия была временем важных военно-политических, админстративно-территориальных и национальных изменений на южных землях Российской державы.
После роспуска Запорожской Сечи в 1775 году, вольности войска Запорожского Низового были поделены в административном отношении на две губернии – Новороссийскую и Азовскую, а для управления делами церковными по желанию князя Г. А. Потемкина была учреждена указом Императрицы Екатерины II от 7 сентября 1775 года Екатеринославская епархия. Она получила название Славянской и Херсонской для жителей Новороссийского края. Название епархии Славянскою было дано на основе множества славян, переселившихся сюда из Турецких и Австрийских земель.
В пределы вновь учрежденной епархии, занимающей «всю Елисаветградскую провинцию с одной стороны, и все места Азовской губернии до Черкасс и прочих Донского войска селений, с другой стороны», вошла и часть Екатеринославской, ныне Днепропетровской епархии. Сюда в том числе входила и казацкая слобода Половица, то есть то место, где красуется ныне наш город Днепропетровск с его окрестностями.
Название и пространство новоучрежденной Екатеринославской епархии менялось вместе с названием и пространством Новороссийской и Азовской губерний. Когда в апреле 1784 года в Кременчуге было открыто Екатеринославское наместничество, в состав которого вошли Крым, Новороссийская и Азовская губернии, епархия получает название Екатеринославской, а архиереи титулуются Екатеринославскими и Херсонес – Таврическими. 12 декабря 1796 года Екатеринославское наместничество, вместе с выделенным из него Вознесенским, по воле императора Павла Петровича, было переименовано в Новороссийскую губернию, епархия получает имя Новороссийской, а архиерей стал носить титул Новороссийский и Днепровский.
После разделения Новороссийской губернии в 1802 году на Николаевскую, переименованную 15 мая 1803 года в Херсонскую, Таврическую и Екатеринославскую, епархия объединяет их все три и называется Екатеринославской, причем епископ получает тройной титул – Екатеринославский, Херсонский и Таврический. Название Екатеринославской епархия имела до 1926 года, когда город Екатеринослав был, переименован в город Днепропетровск и епархия стала называться Днепропетровскою. Сначала, объединяя, большие пространства, Екатеринославская епархия с течением времени, с образованием новых епархий, уменьшалась в своих размерах.
Учитывая вышеперечисленные изменения, Екатеринославская епархия меняла свои названия, а архиереи в связи с этим имели следующие титулы:
* Славянский и Херсонский – с 9.09.1775 г.;
* Екатеринославский и Херсонес-Таврический – с 1786 г.;
* Новороссийский и Днепровский – с 21.12.1795 года;
* Екатеринославский, Херсонский и Таврический» – с 2. 12.1803 г.;
* Екатеринославский и Таганрогский – с 9.05.1837 г.;
* Екатеринославский и Мариупольский – с 1.04.1911г. до 1921 г.;
* Екатеринославский и Новомосковский – с 1921 по 1925г.;
* Днепропетровский и Запорожский – с 1926 по 1992 г.;
* Днепропетровский и Криворожский – с 1992 года;
* Днепропетровский и Павлоградский – с 27.07.1996 г.
Меняя по воле высшего начальства свои наименования, архиерейская кафедра не раз вынуждена была менять и свое местопребывание.
История епархии за 232 года ее существования складывалась из деяний архипастырей, украшавших своей жизнью и служением Екатеринославскую епархию. Начинающим святителям было нелегко на новоучрежденной кафедре, епархиальные центры которой часто менялись. Однако с Божией помощью они с успехом несли это ответственное и спасительное служение. Сведения об архипастырях приводятся в преемственном порядке, соответственно их служению и их титулам, которые в то время присваивались на протяжении всей истории епархии и до настоящего времени. В связи с отсутствием соответствующих документов и литературы, особенно в период тяжелейших лет мученических гонений и разрушения храмов и монастырей, сведения об иерархах, совершающих, архипастырское служение на Днепропетровской кафедре, могут быть весьма скудные. Поэтому мы надеемся, что читатели и хранители доброй памяти о своих родных архипастырях помогут восполнить и собрать самые подробные факты из жизни и деятельности наших архипастырей.
Многие из них запечатлели верность Христу и Его Святой Церкви непоколебимым исповедничеством и мученической кончиной. Они теперь молятся о нас. И мы обязаны знать о них как можно больше, чтобы их жертвенное служение Церкви, их примерная святая жизнь пробудили нас многих еще спящих духовно, бесчувственных, жестоких, раздражительных и безразличных к своему спасению и помогли нам окрепнуть в вере православной.
СЛАВЯНСКИЕ И ХЕРСОНСКИЕ АРХИЕПИСКОПЫ
1. ЕВГЕНИЙ (БУЛГАРИС), Архиепископ Славянский и Херсонский был первым святителем на новоучрежденной кафедре /1.10.1775г. – 5.05.1779/.
2. НИКИФОР (ФЕОТОКИ), Архиепископ Славянский и Херсонский стал вторым архиереем на Славянской кафедре/6.08.1779г. – 28.11.1786г./.
ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЕ И ХЕРСОНЕС– ТАВРИЧЕСКИЕ АРХИПАСТЫРИ
В апреле 1784 года в Кременчуге было открыто Екатеринославское наместничество, в состав которого вошли Крым, Новороссийская и Азовская губернии,а епархия получает название Екатеринославской, архиереи получили титул – Екатеринославские и Херсонес-Таврические.
3. АМВРОСИЙ (СЕРЕБРЯННИКОВ), Епископ Екатеринославский и Херсонес-Таврический /23.11.1786г. – 10.05.1793г./ стал третьим архиерем с новым титулом.
НОВОРОССИЙСКИЕ И ДНЕПРОВСКИЕ АРХИПАСТЫРИ
4. ГАВРИИЛ (БОДОНИ-БОНУЛЕСКО), Митрополит Екатеринославский и Херсонес-Таврический с сохранением титулаМитрополит Молдо-Влахийский, Экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии /10.05.1793г. – 29.09.1799г./. С 21.12.1795 года ему дан новый титул Митрополит Новороссийский и Днепровский.
5. АФАНАСИЙ (ИВАНОВ), Архиепископ Новороссийский и Днепровский /1.10.1799г. – 18.08.1805./.
6. ПЛАТОН (ЛЮБАРСКИЙ), Архиепископ Новороссийский и Днепровский /18.08.1805г. – 20.10.1811г./.
7. ИОВ ( ПОТЕМКИН), Архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический /7.02.1812г. – 28.03.1823г./ был родственником основателя г. Екатеринослава князя Г.А.Потемкина.
ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЕ, ХЕРСОНСКИЕ И ТАВРИЧЕСКИЕ АРХИЕРЕИ
8. ФЕОФИЛ (ТАТАРСКИЙ), Архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический /19.05.1823г. – 15.10.1827г./.
9. ОНИСИФОР (БОРОВИК), АрхиепископАрхиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический /28.11.1827г. –20.04.1828г./.
10. ГАВРИИЛ (РОЗАНОВ), Архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический /22.05.1828г. – 9.05.1837г./.
ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЕ И ТАГАНРОГСКИЕ ЕПИСКОПЫ
11. АНАСТАСИЙ (КЛЮЧАРЕВ), Епископ Екатеринославский и Таганрогский /25.05.1837г. – 14.04.1838г./.
19. ВЛАДИМИР (ШИМКОВИЧ), Епископ Екатеринославский и Таганрогский /5.12.1892 г. – 12.06.1896 г./.
ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЕ И МАРИУПОЛЬСКИЕ ЕПИСКОПЫ
ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЕ И НОВОМОСКОВСКИЕ ЕПИСКОПЫ