27 марта 2015 года, накануне субботы 5-й седмицы Великого поста – праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней совершил утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Днепропетровска.
Священная похвала Пресвятой Деве под соборными сводами была прочитана по особой многолетней традиции – акафистное чтение соборным духовенством совершается перед почитаемыми и исторически значимыми иконами Пресвятой Богородицы. Первое чтение начинается в центре собора. Во второй раз духовенство выходит для молитвы к образу «Казанской» Божьей Матери, в третий раз – к «Иверской» иконе. Последняя часть акафиста поется у образа Пресвятой Богородицы «Достойно есть». Правящий архиерей начинал каждое чтение, а соборное духовенство затем поочередно продолжало.
В конце вечернего богослужения митрополит Ириней преподал верующим святительское благословение.
* * * * * * *
Завтра утром, 28 марта, в праздник Похвалы Божией Матери (Суббота Акафиста), митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней с архипастырским визитом посетит мемориальный храм Похвалы Пресвятой Богородицы г. Павлограда, где по случаю престольного торжества совершит Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста.
Исторический экскурс:
Суббота пятой недели Великого поста называется в церковном уставе «Субботой Акафиста». В этот деньПравославная Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. В пятничный вечер во всех соборах и храмах читается Акафист Божьей Матери. Он состоит из 24 гимнов: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческого алфавита. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуйя», каждый икос – приветствием архангела «Радуйся…».
Слово «акафист» греческое, буквально оно означает «неседальный» или «неседальное пение», то есть пение, во время которого не положено сидеть. Акафист был написан не позднее VI века. Есть предание о том, что его автор – преподобный Роман Сладкопевец.
В 626 году в память о победе греков над варварами, которые осаждали Константинополь и несли собой угрозу жизни многих людей, к акафисту был сочинен кондак: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице».
В акафисте Пресвятая Богородица воспевается при помощи различных метафор, сравнений, поэтических образов. Произведение было написано на греческом языке, и в греческом оригинале каждая его строка по ритму соответствует другой строке, а во многих случаях окончания строк рифмуются. В эту совершенно особую и очень красивую поэтическую форму преподобный Роман Сладковец или другой гимнословец, оставшийся неизвестным нам по имени, облек учение о Пресвятой Богородице. Акафист очень полюбился людям: на протяжении веков его читали не только за богослужением, но и во время келейной молитвы как монахи, так и миряне.
В гораздо более позднюю эпоху по его образцу были созданы многие другие акафисты – такие, как акафист Иисусу Сладчайшему, акафист святителю Николаю и другим святым. Но в подлинном смысле слова акафистом является именно тот, который читается в соответствии с церковным уставом. Это замечательное и очень глубокое произведение, которое раскрывает любовь Церкви к Пресвятой Богородице и любовь Пресвятой Богородицы к Церкви и к каждому из нас. Многие православные верующие читают его во время домашней молитвы.