20 октября 2014 года в Днепропетровском академическом театре русской драмы им. М. Горького по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея Центр православной культуры «Лествица» представилочередной концерт музыкально-культурологического проекта «Место встречи – Остров классики». Этот творческий вечер стал второй встречей в этом году и 26-м концертом за время существования проекта.
Перед концертом в «Синем зале» театра была проведена пресс-конференция, на которой организаторы и исполнители рассказали о запланированном вечере фортепианной музыки.
В ней приняли участие:
• главный дирижер, заслуженный деятель искусств Украины – Наталия Пономарчук;
• режиссер музыкального проекта «Остров Классики», заслуженный работник культуры Украины – протоиерей Игорь Собко;
• Алексей Гринюк, фортепиано, (Великобритания);
• Никита Бурзаница, фортепиано (Донецк);
• Наталья Чеснокова, преподаватель Донецкой областной специализированной школы-интерната для одаренных детей, профессор.
Говоря о концерте, протоиерей Игорь Собко, как его режиссер, познакомил журналистов с гостями творческого вечера и рассказал об особенностях очередного «Острова Классики». «В этот вечер зритель сможет услышать фортепианную музыку в исполнении наших гостей – Никиты Бурзаницы, одаренного мальчика, который в свои 13 лет уже играет с большим симфоническим оркестром и нашего земляка, известного во всем мире пианиста из Англии Алексея Гринюка. Вместе с академическим симфоническим оркестром Днепропетровской филармонии им. Л. Когана они исполнят произведения Рахманинова и Камиля Сен-Санса», – сообщил он.
Были и непредвиденные трудности. «Знаете, я раскрою секрет нашим исполнителям. Дело в том, что когда уже была согласована программа концерта, по городу была развешана реклама, готовы пригласительные билеты, оказалось, что на концертной площадке нет рояля. И пришлось с нашим партнером – Днепропетровской филармонией – все устроить так, чтобы из филармонии рояль «Steinway» перевезти на эту площадку, для того чтобы наши исполнители радовали публику», – сказал священник.
Также о. Игорь рассказал о промыслительном совпадении. «Ровно сто лет тому назад, в октябре 1914 года, по городам Украины проходил концертный тур Сергея Рахманинова. И завершился он тогда в городе Екатеринославе – нынешнем Днепропетровске. Поэтому этот концерт можно смело назвать юбилейным», –отметил он.
Наталья Пономарчук рассказала о гостях концерта – коллегах-музыкантах. Говоря об Алексее Гринюке, она подчеркнула: «Я очень уважаю этого музыканта и знаю его очень давно. Но долгие годы мы не могли общаться – не было такой возможности. Был большой перерыв между концертами, которые мы совместно представляли публике. И я счастлива, что сегодня мы такую возможность обрели, восстановили наши творческие связи. Для меня общение с эти музыкантом настолько важно, что долгое время после концерта я питаюсь этими впечатлениями, для меня это “хлеб насущный”. Такие солисты заставляют меня развиваться, и для меня это большая перспектива в моем творческом и профессиональном развитии».
Что же касается ее знакомства с юным виртуозом Никитой Бурзаницей, то… «Мы встретились во Львове, где я аккомпанировала Никите. Он исполнял 2-й концерт Сен-Санса. Это было удачное исполнение, оставившее яркие впечатления. В то время я подумала, что мы должны сотрудничать в будущем. Это наша надежда, человек, который будет серьезным музыкантом – это уже очевидно. И мне тем более приятно поддержать именно молодых украинских исполнителей, которые дерзают в этой жизни и за которыми будущее».
Выступая перед представителями СМИ, пианист Алексей Гринюк рассказал о своем творчестве, о произведениях Рахманинова, родной Украине и украинской публике.
«Рахманинов очень большую роль играет в моей жизни, как пианиста. Наверное, он вообще мой самый любимый пианист. Его музыка пропитана хоровыми интонациями, там все через музыку церковную… Поэтому он написал и «Литургию», и «Всенощную», и практически вся его музыка пропитана православной духовностью…», – сказал он.
«Я очень люблю встречаться с новой публикой. Очень интересно, как люди реагируют на разную музыку. Это моя жизнь! Но публика украинская для меня всегда была особенной. Я всегда очень люблю приезжать в Киев – это мой родной город. Здесь публика очень теплая и «своя», понимающая какие-то совсем другие тонкости, которые может быть на Западе публика не способна понять. Родной украинский слушатель – это что-то особенное, всегда приятно для нее играть», – отметил именитый пианист.
Также Алексей Гринюк подчеркнул, что классическая музыка является для него всей жизнью: «У меня все практически через музыку. У меня ничего нет не через музыку. Трудно сказать, что было бы, если бы я не был музыкантом – я не могу даже себе такого представить! Я не могу себе представить человека, который не слышит музыку. Мне сложно даже понять, как человек может жить и не слушать музыку…».
О своей творческой деятельности рассказал и юный виртуоз фортепиано Никита Бурзаница. Говоря о планах на будущее, он подчеркнул: «Сейчас ситуация в Украине напряженная, поэтому я больших планов не могу намечать. А так – готовлюсь к конкурсам очень тщательно. Каждый день я занимаюсь по 4-5 часов и пытаюсь довести «до блеска» мою сольную программу».
Преподаватель Донецкой областной специализированной школы-интерната для одаренных детейпрофессор Наталья Чеснокова рассказала о своем воспитаннике, о педагогической деятельности и о таланте, который должны увидеть и родители, и учителя.
«Не любой ребенок с дарованием воспринимает музыкальную деятельность как призвание. И очень важно, чтобы те, кто его окружают, нашли понимание с педагогической дорогой. И вот эта дорога, которая складывается из единения троих: это дарование ребенка, огромная работа родителей по выращиванию этого дара у ребенка, и, конечно, очень бережное и внимательно отношение педагога. Потому что иногда не понятно, как будет он развиваться. Вот у Никиты его музыкальное развитие проявилось очень ярко не с первых лет обучения, а где-то с третьего класса. Как пианист он развивался с первых лет, а в музыкальном отношении его индивидуальность стала слышна чуть-чуть позднее. И я этому рада», – сказала она.
Далее продолжила: «Поколения предков должны работать. И когда они счастливо сливаются в такой дар, воплощенный в ребенке, дальше – любой дар надо отрабатывать. И этот дар первыми должны заметить родители. Они должны уделить внимание тому, как реагирует ребенок на звуки, насколько у него развивается фантазия, чтобы способствовать этому развитию. И только потом можно говорить о том, как правильно выстроить его профессионально созревание. У Никиты родители музыканты – очень хорошего уровня. И бабушка у него тоже пианистка с консерваторским образованием. Поэтому у Никиты не было выбора».