Архипастырский визит в Самарский Пустынно-Николаевский мужской монастырь

samarskii2014post(2)8 марта 2014 года, в день памяти великомученика Феодора Тирона, управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней с архипастырским визитом посетил Самарский Николаевский пустынный мужской монастырь. Божественная литургия была совершена в трапезном храме обители в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Архипастырю сослужили наместник обители архимандрит Досифей (Савелов) и насельники монастыря в священном сане.

В конце Литургии иерарх произнес проповедь.

Затем под сводами Никольского храма – главного храма обители, митрополит Ириней освятил киот и икону святителя Николая чудотворца. Храмовый образ является точной иконографической копией местночтимой святыни, которая хранилась в монастыре до середины 20-х годов XX столетия. Согласно историческим свидетельствам, 3 мая (16 мая) 1808 года по благословению Екатеринославского архиепископа Платона (Любарского) обитель украсили две святыни – икона Божией Матери «Самарская» и святителя Николая чудотворца. На сегодняшний день их дальнейшая судьба доподлинно не известна.

В конце богослужения управляющий епархией приложился к освященному образу, обратился к присутствующим со святительским словом и преподал им архипастырское благословение.

В конце своего визита митрополит Ириней в сопровождении наместника встретился с братией обители и ознакомился с ходом возрождения архитектурного комплекса монастыря.

ЭКСКУРС:

Основанный в 1602 году Самарский Пустынно-Николаевский мужской монастырь, считавшийся «войсковым» монастырем Запорожской Сечи, за более чем четыре столетия существования претерпел как моменты расцвета, так и трагические периоды в своей истории. «Душевно скорбим, что Самарский Пустынно-Николаевский монастырь, древнейший по своему происхождению, замечательнейший по своим историческим судьбам, обстоятельствами времени, во всех отношениях запущен и доведен до самого жалкого положения нищеты и убожества. Искренно от души хотелось бы хоть несколько поправить и приподнять эту древнюю Запорожскую святыню, чрезвычайно богатую историческими воспоминаниями и прахом высоких подвижников и молитвенников южнорусского края». Так писал в 1873 году епископ Екатеринославский и Таганрогский Феодосий (Макаревский) в своем труде «Самарский, Екатеринославской епархии, Пустынно-Николаевский монастырь».

Согласно историческим источникам («Справочник Екатеринославской епархии за 1908 год») до нашего времени сохранились следующие сведения: «Храмы монастыря: 1-я каменная, колокольня отдельно такая же, трехпрестольная: 1-й – средний – во имя Николая Чудотворца, 2-й – северный – Всех Скорбящих Радости и 3-й – южный – во имя мучеников Кирика и Иулиты; 2-я каменная, однопрестольная – во имя Георгия Победоносца; без колокольни; 3-я деревянная, домовая – во имя Преображения Господня, без колокольни, здесь же и трапезная». Вышеперечисленные храмы были возведены в таком историческом порядке: 7 марта 1787 года взамен деревянного храма был построен новый каменный трехпридельный Николаевский собор. 25 ноября 1791 года, по ходатайству епископа Екатеринославского и Херсонес-Таврического Амвросия (Серебрянникова), вышел синодальный указ, по которому монастырь обращался в «дом Екатеринославских Архиереев». В 1815 году сооружена трапезная деревянная Преображенская церковь, в 1838 году – каменный храм святого Георгия Победоносца. В 1828 году к Николаевскому собору пристроены архиерейский дом и колокольня.

Далее, вплоть до 1917 года, исторические сведения о монастыре весьма отрывочные. Известно лишь, что во время первой мировой войны монастырь был действующим. Как Самарский монастырь перенес октябрьский переворот, гражданскую войну и последующие события документальных сведений пока не найдено. В 1920-х относился к «григорьевцам» (сторонники «архиепископа» Григория Яцковского). Известно, что в то время в монастыре было 25 послушников.

К средине 1920-х годов монастырь начали заселять инвалидами гражданской войны. Из года в год их число увеличивалось и в 1929 (по другим источникам в 1930 году) монастырь окончательно закрыт и передан под дом инвалидов. Братию же выселили из монастыря и расстреляли.

Колокольня при монастыре была взорвана, а главный храм обители Николаевский собор с приделами был переделан под театральный зал. Другие храмы на территории монастыря переделали под хозяйственные здания.

После Великой Отечественной войны обком партии принял решение организовать здесь дом для одиноких престарелых металлургов. Дом-богадельня обзавелся большим хозяйством, и началось быстрое строительство разных пристроек в стиле «сталинского ампира», при этом очень пострадали прежние монастырские постройки. В1960-е годы в монастыре устроили интернат для психически больных девочек.

В 1993 году был возрожден приход в зданиях монастыря. В 1995 году началось возрождение монашеской жизни. Первоначально было принято решение о создании женской обители.

12 марта 1998 года Священный Синод Украинской Православной Церкви на основании доклада архиепископа Днепропетровского и Павлоградского Иринея преобразовал Свято-Николаевский Самарский пустынный женский монастырь и Свято-Николаевский приход в городе Новомосковске в мужской Свято-Николаевский Самарский пустынный монастырь и утвердил наместником иеромонаха Досифея (Савелова) с возведением его в сан игумена. Монахини во главе с игуменьей Мариной (Ткачук) были переведены в Тихвинский монастырь в город Днепропетровск.

3 апреля 2004 года в Лазареву субботу митрополит Ириней посетил обитель и освятил восстановленный и реконструированный трапезный храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. По окончании богослужения владыка также освятил отремонтированные помещения под трапезную и хозяйственные нужды.

В настоящее время продолжается возрождение Самарского Пустынного-Николаевского мужского монастыря. Переживают свое воссоздание и монастырские храмы, но с небольшими изменениями: сохраняя исторические наименования, храмы меняют свое расположение. 16 апреля 2011 года, в Лазареву субботу, в монастыре был торжественно освящен еще один возрожденный монастырский храм — в честь Преображения Господня. Нынешний Преображенский храм на самом деле является храмом великомученика Георгия Победоносца (построен в 1838 г.) расположенного в бывших братских помещениях, существенно пострадавших в советский богоборческий период. До сих пор на южном фасаде здания можно заметить следы реконструкции в стиле сталинского ампира – в советское время здесь был «парадный» вход в дом престарелых. Когда-то перед южным фасадом храмового здания располагалась деревянная церковь, позднее – обширное кладбище дома престарелых и интерната. Также существует предположение, что в этом месте – на участке перед входом, между восточным и западным крыльями здания, могут находится захоронения священников. Чин великого освящения Преображенского монастырского храма совершил управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней.

В 2009 году в обители были произведены археологические раскопки, проводимые на месте монастырской колокольни взорванной в 20-е годы XX столетия. Расчищенные остатки подземных частей сооружений позволяют судить об их взаимном расположении и устройстве. Сторона опоры колокольни составляла около 7 метров, видимая кирпичная часть фундамента заглублена на 2,5 м, дальше основание из небольших камней. Здание имело подвальное помещение с полукруглым сводом и стенами толщиной до 2 метров. На этом историческом месте уже возрождается колокольня монастыря.

На сегодняшний день в Самарском монастыре насчитывается четыре храма: центральный — Свято-Николаевский, трапезный — Антония и Феодосия Киево-Печерских, Преображенский — в братском корпусе и подземный храм в честь мучеников Кирика и Улиты. Хотя подземный храм еще только оборудуется в подвальных помещениях бывшей церкви Георгия Победоносца. По словам насельников, на стенках подземелья заметны остатки фресок. Трудно сказать, какую функцию выполнял подвал раньше – склада, мастерских или гробницы, но судя по данным справочника XIX века, не храма, хотя архитектура нижней части этого вполне достойна.

В настоящее время Самарский Пустынно-Николаевской мужской монастырь является памятником архитектуры национального значения с охранным № 1081.

Официальный сайт монастыря – http://samarsky-mon.church.ua/

Пресс-служба Днепропетровской епархии

Читайте также:

• В Самарском Пустынно-Николаевском мужском монастыре освящен возрожденный Преображенский храм

• Самарская икона Божией Матери – покровительница Приднепровья

• «Дикий поп» Кирилл Тарловский: история жизни, достойная пера романиста

• В Самарском Пустынно-Николаевском монастыре почтили древний местночтимый образ – «Самарскую» икону Божией Матери

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *