В праздник Торжества Православия митрополит Ириней возглавил богослужения в Свято-Троицком кафедральном соборе

54649531dc8c8784139 марта 2014 года, в первую неделю Великого поста, управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней возглавил соборное служение в Свято-Троицком кафедральном соборе Днепропетровска. В этот день Святая Церковь празднует Торжество Православия – победу чистого и неизвращенного учения над всеми его отступлениями и заблуждениями, ересями и расколами. В этом году празднование совпало с воспоминанием первого (IV) и второго (452) обретения главы Иоанна Предтечи.

В канун воскресного дня, правящий архиерей возглавил всенощное бдение в соборном храме. За богослужением архипастырь совершил помазание богомольцев.

Утром в воскресенье под сводами главного храма города митрополит Ириней в сослужении соборных клириков совершил Божественную литургию Василия Великого и чин Торжества Православия.

По доброй традиции этого дня архипастыря с зажженными свечами встречали воспитанники детской богословской школы «Лествица». Владыка Ириней преподает им святительское благословение, а учащиеся, согласно уставу школы, приступают к таинствам Исповеди и Святого Причастия.

После чтения Евангелия архипастырь обратился к присутствующим с проповедью, в которой рассказал об истории и духовном значении совершаемого празднества.

По окончании Литургии архипастырь совершил «Последование недели Торжества Православия» – молебен о торжестве православной веры и о наставлении на путь истинный всех отступивших от Православия.

На праздничном молебне было провозглашено анафематствование «неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего средства ко оправданию пред Богом; отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая; отметающим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение»…

А также провозглашена «Вечная память» проповедникам и защитникам Православной веры. Возглашено торжественное многолетие Предстоятелям Поместных Православных Церквей, архипастырям, пастырям и всем верным чадам Христовой Церкви, а также властям, воинству и народу богохранимого нашего Отечества.

* * * * * * * * * *

Вечером в главном соборном храме областного центра митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в сослужении соборного духовенства совершил вечернее богослужение, за которым прочитал Акафист Божественным Страстям Христовым.

ЭКСКУРС:

Обычай отмечать в первый воскресный день Великого поста Торжество Православия восходит к первой половине IX века, когда был составлен особый чин и был учрежден этот праздник – в память о победе над иконоборчеством на VII Вселенском Соборе (787 г.), и одновременно в память о победе Церкви над многими другими ересями, которые представляли огромную опасность для внутренней жизни Церкви и для ее миссии в первом тысячелетии.

Текс читаемого Апостола в это воскресенье (Евр. 11, 24-26;32 – 12, 2) излагает важное учение о вере на примере ветхозаветных праведников. «Верою Моисей … лучше захотел страдать с народом Божиим … и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища» (ст. 24-26) – как прообраз Христа, страдавшего за людей, и Моисей предпочел страдать за свой народ, чтобы избавить его от рабства египтян. Далее апостол Павел перечисляет других ветхозаветных праведников, силою веры творивших многие дивные дела и чудеса. Одних он называет по именам, у других, не называя имен, перечисляет лишь их деяния.

«И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (ст. 39-40) –этими словами апостол хочет вразумить нетерпеливых и малодушных палестинских евреев, которые, не совершивши еще христианского подвига, хотели бы уже видеть исполнение христианских надежд. Он утешает их представлением о том, как долго пришлось ждать ветхозаветным праведникам награды за свое терпение – пока Великая Жертва Христова не отверзла им врата Небесного Царствия.

Далее апостол Павел предлагает евреям, взирая на пример ветхозаветных праведников, с терпением проходить «предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса», как на высший пример для всех подвизающихся.

Евангельское чтение дня (Ин. 1, 43-51) говорит о призвании апостолов Филиппа и Нафанаила. Нафанаил, сначала сомневавшийся, что Иисус из Назарета есть Христос, – «из Назарета может ли быть что доброе», – затем, когда Спаситель сказал ему о виденном Им под смоковницею, признал Его, как Сына Божия и Царя Израиля.

Указывая на нечто большее, Господь сказал: «Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». И действительно, в воплощении была разрушена преграда между Богом и людьми, вновь началось общение между миром горним и дольним миром, так как Бог стал Человеком, чтобы последний мог стать богом по благодати. Через Иисуса Христа, принявшего человеческий образ, люди получили возможность восстановить в себе образ Божий. И Церковь, предлагая в начале поста это евангельское чтение, указывает и на цель человека в его покаянном делании – на обожение. «Подобное познается подобным», только очистив себя от страстей и уподобившись Богу чистотой и святостью, мы можем познать Бога и соединиться с Ним.

Иконопочитание – это живое свидетельство воплощения Бога в человеческой природе и освящениематериального мира. Защита икон был защитой веры в воплощение Христа, поскольку иконоборчество было одной из форм отрицания реальности исторического события воплощение Бога.

Христианская икона по своему значению является богословием в красках. Все, что в Священном Писании и в житиях святых изображены с помощью печатных букв, то на иконе изображено посредством различныхкрасок. Для православных христиан икона не является идолом, что подменяет собой невидимого Бога. Икона –это символ и знак присутствия Бога живого «здесь и сейчас»: в Церкви, в нашем доме, а затем и в нашей реальной жизни.

Иконоборцев осудили, и было принято решение в первое воскресенье Великого поста праздновать победу над иконоборчеством, а вместе с этим и победу над всеми ересями, сотрясавшими в то время жизнь Церкви. Велика была надежда отцов Седьмого Вселенского Собора, что отныне никакие ереси и отступления не поколеблют православной веры. Именно в знак этой надежды и был учрежден праздник, который мы празднуем.

Пресс-служба Днепропетровской епархии

Читайте также:

• Дети в храме – это и есть торжество Православия!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *