Архипастырские богослужения в Неделю мясопустную – о Страшном Суде

tDO55dd96 марта 2016 года, в Неделю мясопустную (о Страшном Суде) – третье подготовительное воскресение к Великому посту, управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней возглавил соборное служение в Свято-Троицком кафедральном соборе Днепропетровска. В этот день чтилась память мучеников Маврикия и 70-ти воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных (ок. 305).

В канун воскресного дня, правящий архиерей возглавил всенощное бдение в соборном храме. На полиелее архипастырь совершил помазание богомольцев.

В конце 1-го часа перед чтимой «Иверской» иконой Божией Матери владыка Ириней прочитал коленопреклонную молитву Пресвятой Богородице.

Утром в воскресенье под сводами главного храма города архипастырь в сослужении настоятеля собора протоиерея Владимира Аксютина и соборных клириков совершил Божественную литургию.

После чтения Евангелия владыка Ириней произнес проповедь на тему воскресного евангельского зачала – притчи Христа Спасителя о Страшном Суде и Его втором пришествии. (Мф. 25, 31-46).

Во время богослужения были возглашены сугубые прошения о мире и благоденствии на Украине, а митрополит Ириней прочитал молитву Господу Вседержителю о мире и прекращении междоусобной вражды.

В конце Литургии правящий архиерей преподал присутствующим святительское благословение.

* * * * * * *

В воскресение вечером митрополит Ириней в Свято-Троицком кафедральном соборе Днепропетровска за вечерним богослужением прочитал акафист Предтечи и Крестителю Господню Иоанну, первое (IV) и второе (452) обретение главы которого будет праздноваться 8 марта.

ТЕМА ДНЯ:

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном Суде живых и мертвых (Мф. 25, 31-46). Напоминая о Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он вместе с тем и праведный Судия.

В «Неделю мясопустную» текс читаемого Апостола (1 Кор. 8, 8 – 9,2) дает наставление о характере христианской свободы по поводу вкушения идоложертвенного. Христианская свобода не в том, чтобы делать все, что заблагорассудится, руководясь своим знанием истины, которое само по себе способно надмевать, а в том, чтобы ограничивать себя во имя любви. Сама по себе «пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (ст. 8). Но надо помнить, что человек не есть только животное, а нравственно-свободное существо, а потому и все дела его, в том числе и вкушение или не вкушение пищи, кроме физиологического, имеют еще и нравственное значение. Следовательно, не всегда может быть безразлично и безгрешно есть или не есть известного рода пищу, например идоложертвенную или скоромную во время установленного Церковью поста.

Евангельской притчей с изображением картины всеобщего, последнего и Страшного Суда (Мф. 25, 31-46), от которой получила свое название и сама неделя, Церковь назидает нас, желая расположить нас к покаянию и любви. Эта притча отвечает на вопрос, по какому закону мы будем судимы, – по закону Любви. Не только по гуманитарной заботе об отвлеченной справедливости к анонимным «бедным», но по конкретной, личной любви к человеку, который по воле Божией встречается на нашем жизненном пути. Мы будем судимы за то, проявили ли эту любовь или отказали в ней – прошли мимо. Потому что «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне…» (Мф. 25, 40). Это напоминание также необходимо для того, чтобы согрешающие люди не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие.

В течение следующей недели Церковью предписывается частичный пост – воздержание от мяса. Мясопустная неделя или неделя о Страшном Суде, а седмица следующая за ней называется сырной. В эти дни церковный Устав запрещает вкушать мясную пищу. Из скоромных продуктов на трапезе благословляется молочная пища, яйца и сыр.

Сырная седмица или неделя называется также сплошной, так как в среду и в пятницу пост отменяется. Есть и еще одно название этих дней – масленица.

К сожалению, до сих пор это время в большинстве случаев связывают с безудержным весельем, гуляньями, изобильными яствами. А ведь масленица – это преддверие поста! Она должна настроить нас на достойное вступление в великопостные дни. Время масленицы дается нам не для веселья и развлечения, а для того, чтобы мало-помалу мы привыкли к подвигу поста.

Вот почему в дни сырной недели Святая Церковь наложила запрещение на многое такое, что разрешается в другие седмицы. Так, например, в период масленицы уже отменяются венчания; в среду и пятницу не полагается служить Божественную литургию; запрещается вкушение мясной пищи. Именно на этой неделе начинается чтение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» с коленопреклонениями.

Пресс-служба Днепропетровской епархии

Материалы по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *