Праздничные богослужения Лазаревой субботы правящий архиерей совершил в кафедральном соборе

65714551fb14abe8544 апреля 2014 года, в субботу шестой седмицы Великого поста – Лазареву субботу, управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней возглавил соборное служение в Свято-Троицком кафедральном соборе Днепропетровска. В этот день вспоминается чудо воскрешения  Иисусом Христом праведного Лазаря, которое совершено в удостоверение грядущего воскресения всех умерших.Христианская традиция именует Лазаря четверодневным, так как сам факт воскрешения праведного был совершен на четвертый день после его смерти.

В канун Лазаревой субботы правящий архиерей молился в алтаре соборного храма.

Утром в Лазареву субботу под сводами главного храма города архиерей в сослужении соборных клириков совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста.

После чтения Евангелия владыка Ириней произнес проповедь на тему праздничного евангельского зачала (Ин. 11, 1-45).

На сугубой ектении были возглашены прошения о мире и благоденствии на украинской земле, амитрополит Ириней прочитал молитву о мире на Украине и прекращении междоусобной брани в нашем Отечестве.

В конце богослужения иерарх преподал верующим святительское благословение.

* * * * * * *

В канун Вербного воскресного, правящий архиерей в сослужении соборного духовенства возглавит в соборном храме служение всенощного бдения с чином благословения пяти хлебов.

Под праздник молящиеся встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви, цветы и зажженные свечи.

На утрени после Евангельского чтения владыка Ириней традиционно совершит чин освящения ветвей вербы, прочитав особую молитву на благословение «ваий». После этого по обычаю вербы, которые молящиеся держат в руках, будут окроплены архипастырем святой водой. Также за богослужением митрополит Ириней совершит помазание богомольцев.

Исторический экскурс:

Празднование Лазаревой субботы установлено с древних времен, она предваряет Вход Господень в Иерусалим.

Священное Писание повествует о том, что Лазарь был братом Марфы и Марии. Из Евангелия известно, что эта семья была дорога Господу. О событии воскресения Лазаря рассказывает евангелист Иоанн Богослов(Ин. 11, 1-45). В частности, из описания повествования об этом событии известно, что Лазарь умер в Вифании в то время, когда сам Христос находился в Перее. Еще во время болезни Лазаря сестры послали к Господу с новостями о болезни своего брата. Однако Христос не поторопился прибыть в Вифанию, два дня оставаясь в Перее.

Сам Христос сказал своим ученикам, что эта болезнь покажет великую славу Божию. По истечении нескольких дней Христос констатировал смерть Лазаря как сон и отправился в Вифанию совершить чудо воскресения. Богословы полагают, что Христос промедлил с исцелением больного для того, чтобы явить миру чудо еще более удивительное, чем исцеление от болезни.

Еще на подходе к Вифании Христа встретила Марфа. Праведная женщина со слезами говорила о том, что если бы Христос пришел раньше, то Лазарь не умер бы. Однако Христос возвестил сестре о воскрешении ее брата. Следом за Марфой встретила Христа и Мария, которая так же была в глубокой печали.

Когда Христос подошел к пещере, в которой был погребен Лазарь, Спаситель повелел отвалить камень от входа на место погребения. Марфа же сказала, что тело Лазаря уже стало подвергаться разложению, ведь ее брат уже четвертый день находился во гробе. После этого Христос вознес молитву Богу Отцу в знак того, что чудо, совершенное им, не является следствием общения с бесовской силой (как полагали многие книжники и фарисеи). После молитвы Христос обратился к Лазарю: «Лазарь! Иди вон». После этих слов Лазарь чудесным образом воскрес. Так произошло одно из самых удивительных чудес, совершенных Спасителем во время его земной жизни.

Православное предание говорит о том, что после воскресения Лазарь вынужден был покинуть Палестину, так как его желали убить фарисеи, ведь друг Христов был реальным свидетельством удивительного чуда воскресения. Лазарь отправился на остров Крит, где апостолами Павлом и Варнавой в 45 году был рукоположен в епископа Китиона.

В 890 году были обретены мощи праведного Лазаря в Китии (современный город Ларнака). Спустя девять лет мощи одного из первых епископов Церкви были перенесены в Константинополь.

В настоящее время в Православной Церкви память святого праведного Лазаря четверодневного совершается дважды: в субботу шестой седмицы Великого поста (Лазарева суббота) и 30 октября (торжества в честь перенесения мощей святого в Константинополь).

Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.

На трапезе разрешается вкушение рыбной икры.

С этого дня Минея не употребляется до понедельника Фоминой седмицы, кроме служб великих святых и праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.

Что касается народных традиций, то в Вербную субботу (воскресение Лазаря) ломают вербы. Вечером начинается благословение и освящение святой водой «ваий» (пальмовых ветвей). Их в славянских странах символизируют ветви вербы. Кроме того, у сербов распространена традиция привязывать к освящаемым ветвям вербы маленькие колокольчики.

В субботу готовили гречневые блины, кашу, рыбный курник. В полночь молодежь обходила дома с песнями. У ворот кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербешкою бить, здоровьем больше прежнего наделить!» Войдя в избу, слегка били ветками вербы спящих со словами: «Верба хлест, бей до слез!», «Вставай рано, бей барана!», «Бьем, чтобы быть здоровыми» и т.д.

У болгар и гагаузов в Лазареву субботу накануне Вербного воскресенья исполняли весенний девичий обряд лазарования (болг. лазарки, гаг. lazari), который сохранился до наших дней. Лазаровали девочки 7-10 лет, которых называли «лазарки». Они ходили по домам по трое с пением лазарских песен. Одна из лазарок изображала «невесту». Её лицо обычно было закрыто белой коротенькой фатой или платком. Участниц одаривали сырыми яйцами и мелкой монетой.

Греки по традиции пекут в Лазареву субботу «лазаракиа» («лазарчики») – антропоморфное печенье из пряного сладкого теста.

Тропарь Лазаревой субботы, глас 1:

О́бщее воскресе́ние пре́жде Твоея́ Стра́сти уверя́я, из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же. Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще, Тебе,́ Победи́телю сме́рти вопие́м: оса́нна в вы́шних, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Кондак Лазаревой субботы, глас 2:

Всех ра́дость Христо́с, И́стина, Свет, Живо́т и ми́ра воскресе́ние, су́щим на земли́ яви́ся Свое́ю бла́гостию и бысть о́браз воскресе́ния, всем подая́ Боже́ственное оставле́ние.

Пресс-служба Днепропетровской епархии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *