15 марта 2015 года, в 3-ю Неделю Великого поста, именуемую Крестопоклонной, управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней нанес архипастырский визит в Крестовоздвиженский храм городского жилмассива «Коммунар» (р-н Диевка-1) 1-го правобережного городского благочиния г. Днепропетровска. В этот день чествовалась память иконы Божией Матери, именуемой «Державная».
Под сводами древнего храма правящий архиерей совершил Божественную литургию святителя Василия Великого. Его высокопреосвященству сослужили: настоятель храма протоиерей Роман Романенко и клирики прихода.
После чтения Евангелия владыка Ириней произнес проповедь, посвященную значению крестоношения в жизни каждого христианина и о спасительной тайне Креста Господня.
На сугубой ектении были возглашены прошения о мире и благоденствии на украинской земле, амитрополит Ириней прочитал молитву о мире на Украине и прекращении междоусобной брани в нашем Отечестве.
В конце Литургии священнослужители совершили поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, а владыка обратился к верующим с архипастырским словом, после которого преподал благословение.
На середине храма Святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «Крестопоклонными».
* * * * * * *
В тот же день вечером митрополит Ириней в Свято-Троицком кафедральном соборе Днепропетровска в сослужении соборного духовенства совершил вечернее богослужение, за которым прочитал Акафист Честному и Животворящему Кресту Господню.
* * * * * * *
Крестовоздвиженский храм – один из старейших храмов областного центра. Он зарегистрирован как «недавно выявленный памятник архитектуры местного значения» (решение городского совета от 21.01.02 г. № 19/26). Храм был заложен в июле 1803 года в центре запорожской слободы Диевка. Его уникальность состоит в сочетании стиля украинского необарокко и епархиального стиля, характерного для архитектуры допетровской Руси XVII столетия. В 1817 году один из немногих каменных храмов того времени был завершен. Уже несколько лет проводится его капитальная реставрация, которую планируют завершить к грядущему юбилею. Внешние стены храма покрашены в красно-бордовый цвет – традиционный цвет для престольного праздника. Благодаря архитектуре и цвету, Крестовоздвиженская церковь стала уникальной на Днепропетровщине. В 2017 году одна из древнейших церквей современного Днепропетровска свою юбилейную знаменательную годовщину – 200-летие!
ЭКСКУРС:
Эта Неделя – середина Великого поста. Крестопоклонной она называется потому, что в этот период поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами Крест. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы Великого поста.
В этот день чтением Апостола (Евр. 4, 14 – 5, 6) Церковь проповедует, что несение креста облегчает нам Христос, распятый за нас на Кресте, являющимся для нас «Великим Первосвященником», благодаря которому мы «приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».
Чтением же Евангелия (Мк. 8, 34 – 9, 1) Церковь благовествует, словами Господа, об обязанности самоотвержения и следования Ему для спасения и духовного совершенствования человека – «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее».
Но почему же орудие казни Спасителя оказалось у христиан в таком почете? Дело в том, что почитание Креста всегда понималось учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Кресты на куполах, нательные кресты, поклонные кресты, установленные в памятных местах, – все они призваны напоминать, какой страшной и дорогой ценой Иисус Христос совершил наше спасение. Не орудию казни поклоняются христиане, почитая крест, а Самому Христу, обращаясь к величию той жертвы, в которую Иисус Христос принес Себя ради всех нас.
Чтобы исцелить повреждения, которые грех внес в природу человека, Господь в Своем воплощении принимает на Себя нашу природу, а вместе с ней и повреждения, которые в учении Церкви названы как страстность, тленность, смертность. Не имеющий никакого греха, Он принимает эти последствия греха добровольно, чтобы исцелить их в Себе. Но ценой такого исцеления была смерть. И на Кресте Господь заплатил ее за всех нас, чтобы потом силою Своего Божества воскреснуть и явить миру обновленную человеческую природу, уже не подверженную смерти, болезням и страданиям. Поэтому Крест является символом не только искупительной смерти Христа, но также и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Христом.
Пресс-служба Днепропетровской епархии
Материалы по теме: