5 ноября 2014 года, в день памяти святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, в Полтавской миссионерской духовной семинарии (ПМДС)по благословению митрополита Полтавского и Миргородского Филиппа в домовом храме семинарии в честь преподобного Нестора Летописца, была отслужена Божественная литургия святого апостола Иакова. Об этом сообщает сайт учебного заведения.
Богослужение возглавил вице-ректор ПМДС архимандрит Вениамин (Погребной) в сослужении преподавателей семинарии в священническом сане. В богослужении приняли участие клирики Днепропетровской епархии – настоятель храмового комплекса в честь иконы Божьей Матери «Иверская», преподаватель ПМДС, протоиерей Николай Несправа и руководитель отдела по делам семьи священник Андрей Пинчук.
Литургия содержит древние просьбы о братьях, которые подвергаются гонениям и принимают мученический венец. Многое в этом богослужении кажется необычным для современного верующего. Например, при произнесении ектении диакон обращен не к алтарю, а к молящимся. Читаются книги не только Нового, но и Ветхого Завета, причем чтение Священного Писания совершается в центре храма, по-новому звучат хорошо знакомые молитвы и провозглашения: «Горе будем иметь ум и сердца» или «Паки и паки, и непрестанно Господу помолимся».
Отличается также порядок малого входа с Евангелием и Великого входа со Святыми Дарами – священнослужители не выходят на амвон, а обходят храм торжественной процессией. Во время Великого входа вместо «Херувимской» поется «Да молчит всякая плоть…».
Выразительность молитвословия Литургии апостола Иакова воскрешает живую веру первых христиан. Время, кажется, возвращается назад, и воззвание на Литургии к святым отцам древней Церкви, почти современникам этого богослужения, оживляет чувства близости к ним, единства с ними во Христе.
Отдельные моменты Литургии намного упрощены и более понятны, чем в современных чинах – свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и свт. Григория Двоеслова, Причастие Тела и Крови Господних – раздельное. Все это погружает человека в древнехристианскую церковную среду.