Праздничное архипастырское богослужение в первый день Успенского поста

3076853ec939b98d6314 августа 2014 года, в день празднования происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней за Божественной литургией молился в алтаре Свято-Троицкого кафедрального собора Днепропетровска.

После Литургии по уставной традиции правящий архиерей в церковной ограде совершил чин малого освящения воды и освятил новый урожай меда, мака, цветов и благовонных зелий.

В конце богослужения владыка Ириней рассказал о прошедшем накануне Соборе епископов Украинской Православной Церкви, которые тайным голосованием избрали нового Предстоятеля УПЦ – митрополита Онуфрия.

Также архипастырь поздравил всех с праздником, который в народе именуется «Первым Спасом», и началом Успенского поста. В своем назидании к собравшимся верующим иерарх указал на подлинный смысл постного периода: очищение своего сердца и устремление его к источнику истинной и совершенной жизни – Христу Спасителю.

Исторический экскурс:

Август, последний месяц церковного года, содержит три особых празднования в честь Спасителя: одно из них, Преображение Господне, – праздник великий, двунадесятый, а два других относятся к праздникам малым со славословием: 14 августа вспоминается Происхождение честных Древ Животворящего Креста Господня, а 29-го – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа (убруса) Господа нашего Иисуса Христа. В народном календаре по хронологии празднования они именуются первым, вторым и третьим Спасом.

В настоящее время особенностями церковного празднования 14 августа являются изнесение Креста на середину храма для поклонения, подобно 27 сентября, и малое освящение воды.

Первый Спас в народе именуется «медовым» – в этот день пчеловоды в первых вырезанных сотах носят освящать в церковь мед. После Литургии и малого водоосвящения священнослужитель освящает мед нового урожая. Часть освященного меда (“попова доля”) оставалась в церкви, затем угощали причт, сирот и нищих: «На Первый Спас и нищий медку попробует!».

Из-за того, что 14 августа была крещена вся Киевская Русь в водах Днепра, Медовый Первый Спас также зовут еще Мокрым, Водным Спасом или Спасом на Воде. После крещения Древней Руси и обращения славян в православных христиан наши предки переняли византийский обычай вынесения Креста в Медовый Спас – после 988 года во всех городах, селах и деревнях Руси было принято совершать крестный ход с Крестом к водоемам, с последующим купанием.

Кроме того, 14 августа – день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 г. до Рождества Христова. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно переплелись с языческими обычаями и обрядами: день памяти Маккавеев причудливо слился с древним языческим обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник «Макавей» – в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. По логике вещей, связь мака с Маккавеями чисто звуковая. Но там, где еще сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники – постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом.

Пресс-служба Днепропетровской епархии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *