Вечером 28 апреля 2016 года, в канун воспоминаний спасительных страстей Христовых, митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в Свято-Троицком кафедральном соборе совершил утреню Великого Пятка с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Правящему архиерею сослужил ключарь собора протоиерей Анатолий Рафальский и соборное духовенство.
В избранных Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни и Крестных муках Христа Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и заканчивая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского. Между Евангелиями читаются и поются особые песнопения, посвященные воспоминаниям страданий Спасителя – стихиры и антифоны, основными мотивами которых являются предательство и сребролюбие Иуды, отпадение иудеев, величие Страстей Христовых.
Во время богослужения владыка Ириней участвовал в пении трио трех песнопений – 15-го антифона «Днесь висит на древе», седальна «Искупил ны еси» и ексапостилария «Разбойника благоразумного».
При чтении Евангелий священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, вышедшим со светильниками навстречу Жениху (см.: Мф. 25, 1-13). По благочестивому обычаю, по окончании богослужения свечи, которые молящиеся зажигали во время Евангельских чтений, приносятся домой.
ТЕМА ДНЯ:
В Типиконе утреня Великой пятницы называется «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа», в народной традиции это богослужение именуется «Двенадцатью Евангелиями».
Евангелия читаемые на этой службе повествуют о страданиях и смерти Спасителя, почему и называются «Страстные Евангелия». Общее число чтений избранных Евангелий для этой службы – 12, что соответствует числу часов ночи. По древнему уставу верующие должны были всю ночь с Великого Четверга на Великую Пятницу провести в бдении, слушая в храме Евангелия, уподобляясь апостолам, сопровождавшим Господа в Гефсиманский сад. В соответствии с Типиконом утреня должна начинаться во втором часу ночи (то есть около 20:00) и продолжаться всю ночь. В современной приходской практике утреня Великой пятницы повсеместно совершается вечером в четверг.
Согласно письменным памятникам IV века («Паломничество Эгерии» и «Огласительные слова Кирилла Иерусалимского»), богослужение в Иерусалиме совершалось в течение всей ночи с четверга на пятницу. Процессия верующих во главе с епископом последовательно обходила все места, связанные с арестом, судом, крестной смертью и погребением Христа, и на каждом из этих мест читался соответствующий отрывок из Евангелий. Это богослужение оказало влияние на формирование современного последования утрени.
Чтение Страстных Евангелий имеет свои особенности, так, например, чтение Евангелия предваряется соответствующим описываемым евангельским событиям пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи», которое сопровождается благовестом. Отрывки из всех четырех Евангелий, подробно повествуют о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и заканчивая его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.
По Типикону Евангелие должно читаться в алтаре, но по русской традиции оно совершается на середине храма. Священнослужители и народ стоят в это время с зажженными свечами, изображая тем самым, что слава и величие не покидали Спасителя и во время крестных страданий, а также уподобляясь мудрым девам, вышедшим со светильниками навстречу жениху.
С древних времен сохранился благочестивый обычай после чтения последнего двенадцатого Евангелия не гасить свою свечу, а нести ее возженной из храма домой и затем этой свечой зажигают лампаду перед иконами в молитвенном углу.
Пресс-служба Днепропетровской епархии
Материалы по теме: