8 февраля 2015 года, в Неделю о блудном сыне – второе подготовительное воскресение к Великому посту, управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней возглавил соборное служение в Свято-Троицком кафедральном соборе Днепропетровска. В этот день также чествовалась память новомучеников и исповедников Церкви Русской, за Христа пострадавших в XX столетии.
В канун воскресенья, правящий архиерей возглавил всенощное бдение в соборном храме. За богослужением архипастырь совершил помазание богомольцев.
На утрени в этот день и затем в Недели «мясопустную» и «сырную», после пения полиелейных псалмов, поется еще псалом 136-й: «На реках Вавилонских…» с «Аллилуиею красною». Этот псалом побуждает грешников, находящихся в плену греха, осознать свое несчастное, греховное состояние, подобно иудеям, которые осознали свое горькое положение в плену Вавилонском и впоследствии раскаялись.
Утром в воскресенье под сводами главного храма города архиерей в сослужении соборных клириков совершил Божественную литургию.
После чтения Евангелия владыка Ириней произнес проповедь на тему воскресного евангельского зачала – притчи Христа Спасителя о раскаянии блудного сына (Лк. 15, 11-32).
На сугубой ектении были возглашены прошения о мире и благоденствии на украинской земле, амитрополит Ириней прочитал молитву о мире на Украине и прекращении междоусобной брани в нашем Отечестве.
Также за богослужением вознесли сугубые молитвы «об упокоении усопших рабов Божиих, в годину гонений за веру Христову и правду пострадавших и убиенных, от болезней, глада и хлада в темницах и узах скончавшихся архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян».
После Литургии была совершена заупокойная лития по всем усопшим, пострадавшим во время гонений за веру Христову и о всех жертвах конфликта на Востоке Украины.
В конце богослужения иерарх поблагодарил присутствующих за совместную молитву и преподал верующим святительское благословение.
* * * * * * *
Вечером, в канун дня памяти перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста (438), митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней молился в Свято-Троицком кафедральном соборе.
ЭКСКУРС:
В неделю о блудном сыне текс читаемого Апостола (1 Кор. 6, 12-20) обличает блуд. Апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Но этой свободе христианина апостол полагает два ограничения: первое – польза, второе – чтобы себя ничем не связать и во имя мнимой свободы, и таким образом не потерять свободы истинной – свободы от всякого пристрастия и греха. Поэтому христианин должен беречь себя от порабощения чувственностью: чревоугодием и связанной с ним страстью блуда. Преступность блуда в том, что он оскверняет и душу и тело и является святотатством, ибо тела наши, как и души, являются членами Христовыми и принадлежат Богу: блудник же нарушает свое единение с Господом и оскверняет свое тело, являющееся храмом живущего в нас Святого Духа. «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» – заканчивает свою обличительную речь апостол Павел.
Евангельской притчей (Лк. 15, 11-32), от которой получила свое название и сама неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. В этом случае благодать исходит к ним и помогает им в достижении своего спасения. Истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним. Удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений.
Таким образом, показав в «Неделю о мытаре и фарисее» истинное начало покаяния, Церковь теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов. И потому ни один грешник в дни приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании Отца Небесного.