1 ноября 2014 года – Дмитриевская родительская суббота. В этот день православные христиане собираются под сводами храмов, чтобы вместе помолиться об «усопших отцех и братиях наших». Святая Церковь читает молитву об усопших делом любви и способом общения живых и умерших, поэтому призывает Своих чад к прилежным молитвам об оставлении «вольных и невольных прегрешений верою преставльшихся человек и вечном их упокоении со Святыми».
В поминальную субботу множество людей пришли в храмы и монастыри, как областного центра, так и всей Днепропетровской епархии, чтобы вознести совместно свои молитвы к Престолу Божию об отшедших отцах, братьях, сестрах и всех сродниках наших, обо всех скончавшихся православных христианах. На Божественной литургии за усопших священник вынимает из просфоры частицу, которая с молитвой о прощении грехов омывается в Крови Христовой.
31 октября и 1 ноября в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Днепропетровска заупокойные богослужения по почившим возглавил правящий архиерей – митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней. Накануне особого поминовения усопших владыка совершил парастас с чтением 17 кафизмы, а в сам день памяти – Божественную литургию и вселенскую панихиду.
Исторический экскурс:
В Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота – это день всеобщего поминовения усопших. Совершается ежегодно в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, приходящимся на 8 ноября.
Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших – наши почившие родственники, родители. Поэтому и суббота, посвященная молитвенной памяти почивших, называется «родительской». В дни поминовения усопших православные христиане передают в храм записки с именами своих почивших родственников. В старину каждая семья сохраняла и передавала своим детям тетрадь, называемую «Помянник», в которой сохранялись имена всех усопших членов рода. Таким образом, молились даже за тех, кого не помнили самые старшие из здравствующих членов семьи. И поныне в родительскую субботу православные вспоминают родителей и всех прародителей, чьи имена сохранились в памяти семьи.
В этот день Русская Православная Церковь вспоминает всех усопших в вере православных христиан, преимущественно же воинов, погибших за веру и Отечество на поле брани, а также умерших скоропостижной смертью и не напутствованных в жизнь вечную молитвами Святой Церкви.
Считается, что в 1380 году после Куликовской битвы святой благоверный князь Димитрий, совершив первое торжественное поминовение погибших воинов, установил ежегодное поминовение павших на Куликовском поле в субботу перед днем своего небесного покровителя – великомученика Димитрия Солунского (память – 8 ноября).
Постепенно поминовение соединилось с молитвой обо всех усопших. Так появилась Димитриевская родительская суббота, о которой не упоминает церковный Устав, и которой нет в Греческой Церкви.
В середине XIX веке святитель Филарет (Дроздов) писал: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим».
В XIX веке мнение о связи Димитриевской субботы и памяти воинов, погибших в Куликовской битве, становится общепринятым, и в 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».