В кафедральном соборе правящий архиерей совершил уставные богослужения Великой Субботы

8781253525a103fd4c19 апреля 2014 года, в Великую и Преблагословенную субботу, митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Днепропетровска совершил ряд уставных богослужений.

* * * * * * * * * *

Вечером 18 апреля, в канун Великой субботы Страстной седмицы, митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в Свято-Троицком кафедральном соборе в сослужении соборных клириков и при большом стечении верующих горожан совершил утреню с Чином погребения Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

За богослужением иерарх возглавил чтение непорочных и похвалы, т.е. стихи 17-й кафизмы, перемежающиеся краткими песнопениями, или «похвалами» в честь Господа, «в мертвецех вменившагося». По окончании Великого славословия с пением погребального «Святый Боже» Плащаница была обнесена священнослужителями вокруг храма.

По завершении крестного хода перед Плащаницей были прочитаны избранные отрывки из Священного Писания. Вначале пророчество о воскресении из книги пророка Иезекииля (Иез. 37, 1-14), созерцавшего воскресение мертвых в образе сухих костей на поле, оживших по Божьему повелению. Затем отрывок из послания апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 6, 7-8) – об искупительной Жертве, принесенной Христом и о плодах Крестной смерти Спасителя. Митрополит Ириней прочитал Евангельское зачало о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (Мф. 27, 62-66).

В конце богослужения все присутствующие поклонились погребенному Спасителю и приложились к святой Плащанице, которая будет пребывать на середине храма до ночного Пасхального богослужения.

* * * * * * * * * *

В сам день Великой субботы, 19 апреля, митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в Свято-Троицком кафедральном соборе возглавил великую вечерню с чтением 15 паримий и совершил Божественную литургию святителя Василия Великого. Правящему архиерею сослужило соборное духовенство.

В ветхозаветных чтениях этого дня собраны важнейшие прообразы о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа, а также пророчества о наступлении благодатного Царства Господа и славе Новозаветной Церкви. Святоотеческая письменность называет эти отрывки «Ветхозаветным Евангелием» о Христе Воскресшем.

После чтения Апостола, во время пения «Воскресни, Боже…», все священнослужители во главе с архипастырем сменили черные ризы на белые. Переоблачение напоминает о том, как в древности после чтения паримий Великой субботы в храм вступали новокрещеные в белых одеждах. Темные облачения заменяются светлыми, в воспоминание о том, как мироносицы рано утром, еще в предрассветной тьме, видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа.

сугубые прошения и молитва о мире на Украине, а также традиционная для Великой субботы молитва о мире на Святой земле.

По заамвонной молитве владыка Ириней, согласно уставу, совершил благословение хлебов и вина. Это освящение ежегодно совершается в память о том, как древние христиане, оставаясь в храме после Литургии до Пасхальной утрени, вкушением освященных хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь.

После богослужения верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

ЭКСКУРС:

Великая суббота – это день оплакивания Христа. Богослужение Великой субботы отчасти построено как плач. В то же время Великая суббота – день ожидания Воскресения Христова.

Основные воспоминания Великой и Преблагословенной субботы выражены в одном из тропарей часов следующего дня – Святой Пасхи: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный». В этот день Церковь вспоминает погребение Христа Спасителя, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем в богослужении этого дня предуказывается и славное Воскресение Господа Иисуса Христа. Употребление за богослужением «Триоди Постной» заканчивается.

Пресс-служба Днепропетровской епархии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *