13 апреля 2014 года, в 6-ю Неделю Великого поста, в праздник Входа Господня в Иерусалим, митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней возглавил соборное служение в Свято-Троицком кафедральном соборе Днепропетровска. Этот двунадесятый праздник называется еще Неделей ваий (ветвей), Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресением – от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою.
В канун воскресенья, правящий архиерей в сослужении соборного духовенства возглавил в соборном храме всенощное бдение с чином благословения пяти хлебов.
Под праздник молящиеся встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви, цветы и зажженные свечи. На утрени после Евангельского чтения владыка Ириней традиционно совершил чин освящения ветвей вербы, прочитав особую молитву на благословение «ваий». После этого по обычаю вербы, которые молящиеся держат в руках, были окроплены архипастырем святой водой. Также за богослужением архипастырь совершил помазание богомольцев.
Утром праздничного воскресного дня под сводами главного храма города митрополит Ириней в сослужении соборных клириков совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста.
По окончании чтения Евангелия иерарх произнес проповедь о смысле настоящего праздника – Господь Иисус Христос, как Мессия вошел в Иерусалим для предания Себя на поругание, на унижение, на мучительную и позорную смерть на кресте ради спасения грешных людей.
сугубые прошения и молитва о мире на Украине. Также архипастырь вознес усердную молитву о здравии Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира.
В конце Литургии соборное духовенство во главе с архипастырем совершили славление празднику.
По окончании богослужения был совершен крестный ход, во время которого священнослужители освятили принесенные верующими горожанами ветви вербы и благословили присутствующих.
О ПРАЗДНИКЕ:
Вход Господень в Иерусалиим, Неделя ваий, Вербное воскресенье, Пальмовое воскресенье – христианский праздник, отмечаемый в воскресенье, предшествующее Пасхи Христовой, то есть шестую Неделю Великого поста.
Упоминание о празднике встречается еще у Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского, а его изображения находят на саркофагах IV века. Однако окончательно в западной традиции праздник (лат. Die dominica in palmas – Пальмовое воскресенье) устанавливается к VII веку. Предполагается, что впервые он был учрежден в Иерусалиме. Праздник празднуется православными, католиками и многими протестантами.
Все евангелисты подчеркивают в событии Входа Господня в Иерусалим царственное достоинство Иисуса, Сына Давидова. Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает: «На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати» (кондак).
За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.
В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал, свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделей «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят в Изборнике Святослава.
Стояние с этими ветвями и зажженными свечами – это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.
Вход Иисуса Христа в Иерусалим для предания Себя на поругание, на унижение, на мучительную и позорную смерть на кресте ради спасения грешных людей имеет глубочайшее нравственное и символическое значение.
Иконография «Входа в Иерусалим» почти неизменна. На молодом осле в Иерусалим въезжает Иисус Христос. Он обернулся к Своим ученикам, идущим за ослом. В левой руке Христа свиток, символизирующий священный текст завета, правой Он благословляет встречающих.
Навстречу Ему из ворот города вышли мужчины и женщины. За их спинами – Иерусалим. Это большой и великий город, высокие здания изображены тесно. Дети подстилают свои одежды под копыта осленку. Другие – ветви пальмы. Иногда в нижней части иконы бывают написаны еще две детские фигурки. Один ребенок сидит, подвернув и чуть приподняв ногу, над которой склонился другой малыш, помогающий вынуть занозу из ступни. Эта трогательная бытовая сценка, пришедшая из Византии, придает образу жизненность, но, тем не менее, нисколько не снижает пафоса происходящего. Одежды детей чаще всего белые, что символизирует их душевную чистоту и незлобивость.
В Вербное воскресенье за трапезой разрешаются рыба, елей и вино.